Вторник 11 Декабрь 2018

Преображение Господне

Преображение Господне

19 августа Церковь празднует Преображение Господа Иисуса Христа на горе Фаворской.

Через восемь дней после того, как апостол  Петр торжественно исповедал  Христа Мессией – Иисус, взяв с Собою Петра, Иоанна и Иакова, взошел на гору помолиться.

 

И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним  – это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме.

А Петр и его спутники забылись дремой, а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!»  Он не знал и сам, чтo говорил.

И еще  не договорил, как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!» И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели. Почему Господь нашел нужным преобразиться перед Своими учениками и явиться им в блистании лучезарного света, осиявшего Его как отражение небесной славы? Какая цель преображения?

Наступали тяжелые дни, полные горя и муки неизъяснимой, – дни крестных страданий и смерти Господа. Слабая вера Его учеников должна была пережить страшное потрясение: им предстояло увидеть любимого Учителя, их гордость и надежду, их Великого Пророка, которого они искренно признавали могущественным Мессией, на Кресте, окровавленного, израненного, распятого как злодея, окруженного позором и насмешками. Устоит ли их вера? Сумеют ли они сохранить преданность своему Равви? По-прежнему ли будут они признавать в этом опозоренном человеке, доведенном до последней степени страдания и тоски, того Мессию, которого они ожидали видеть в ореоле славы и земного блеска? Не отвернутся ли они от Него с грустью и болью за то, что Он обманул их надежды и мечты?

Это было возможно.

И вот для того, чтобы укрепить их веру в Мессию-победителя, чтобы поддержать их в минуты надвигающихся испытаний, надо было показать им хотя бы слабый отблеск будущей славы, ожидающей их Учителя.  Не той славы, которая составляет украшение земных царствований, но нетленной славы Царства Божия с его немеркнущей, вечной красотой святости и духовного величия. Пережив незабываемые минуты Преображения, они увереннее могли смотреть на ужас и позор распятия и, чувствуя в душе копошащиеся лукавые сомнения, легко могли подавить их воспоминанием о лучезарном Фаворском свете.

Наконец, Преображение открывало перед учениками уголок будущего Царства Божия, той славы и того блаженства, которое ожидает всех истинных последователей Господа. Если Он будет в славе, то и верные ученики Его будут также наслаждаться этой славой, ибо где Я, — обещал Он, — там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой (Ин. XII, 26).

Испытав  это блаженство, ученики, конечно, никогда впоследствии не забывали  этих минут. И в воспоминаниях о них, и в предвкушении счастья небесной жизни,  находили  опору для убеждения в правильности избранного ими пути. И могучее побуждение ревностно и неуклонно исполнять  заветы Господа, оставаясь верными Его последователями.

Но такое же значение имеет Преображение Господне и в нашей жизни.  Преображение и для нас — залог и свидетельство будущего небесного блаженства, его отблеск, сверкнувший, как зарница, среди горя, уныния и тоски нашей жизни. Оно явило нам образ того, каким будет возрожденный, просветленный, облагодатствованный человек, когда он достигнет высоты совершенства и отразит в себе сияние славы Отчей. Без Фаворского откровения мы никогда не имели бы понятия о том просветленном состоянии праведников, которое может быть достигнуто до известной степени даже здесь на земле, но которое во всей полноте раскроется в будущем, когда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их.

На иконах праздника Иисус обычно предстает в ореоле «фаворского света» – сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него – Илия и Моисей, который держит в руках «Скрижали завета» – каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног – апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

 

ТРОПАРЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

глас 7

Преобразился еси на горе, Христе Боже,/ показавый учеником Твоим славу Твою,/ якоже можаху,/ да возсияет и нам, грешным,/ Свет Твой присносущный/ молитвами Богородицы,// Светодавче, слава Тебе.

 

КОНДАК ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

глас 7

На горе преобразился еси,/ и якоже вмещаху ученицы Твои,/ славу Твою, Христе Боже, видеша,/ да егда Тя узрят распинаема,/ страдание убо уразумеют вольное,/ мирови же проповедят,/ яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

 

ВЕЛИЧАНИЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея  преславное Преображение.

 

Использован материал сайта "Азбука веры" и "Беседы на Евангелие от Марка" епископа Василия Кинешемского.

место «Отдел по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской епархии»  на сайте «Глобус Санкт-Петербургской митрополии»

Новые фотографии