Четверг 13 Декабрь 2018

Противодействие сектам

На вопросы телезрителей отвечает  председатель отдела по молодежной, миссионерской и катехизаторской работе Гатчинской епархии, преподаватель Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, клирик собора Покрова Божьей Матери иерей Николай Святченко.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители! Сегодня у нас в гостях председатель отдела по молодежной, миссионерской и катехизаторской работе Гатчинской епархии, преподаватель Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, клирик собора Покрова Божьей Матери иерей Николай Святченко.

Здравствуйте, батюшка!
 
- Желаю всем Божьего благословения и милости от Господа!
 
- Наша сегодняшняя тема «Противодействие сектантству». Отец Николай, я представлял вас долго. Количество ваших послушаний удивляет. Ваш опыт работы с сектантами и опыт противодействия сектам, насколько я знаю, большой. Расскажите, насколько масштабна эта проблема в России.
 
- Ну, то, что касается антисектантской работы сегодня. Следует сказать, что сектантское движение сейчас отличается от того, что мы имели 8 лет назад. Тогда было трудно пройти по публичным местам без того, чтобы какие-то энергичные люди не предлагали брошюрки и побеседовать о Евангелии и Христе. Сейчас нет уже такой уличной агрессивной проповеди.
 
Сейчас мы наблюдаем такую ситуацию. Многие новые секты переходят на следующий этап своего существования. На секунду покажется, что секты остановились в развитии. Смысл второго этапа состоит в том, что секты пытаются самоутвердиться на территории России, заявить о себе. Они начинают вести судебные дела, они всячески пытаются найти себе лобби в политике, чтоб реализовывать проекты. Они переходят к тому, чтоб заявлять о себе как о неких традиционных религиозных течениях внутри страны.
 
Их количество практически замедлилось. Но мы не должны думать, что приток людей замедлился. Люди уходят из сект из-за траты своих финансов, угрозе физическому здоровью, психологических причин. Через 10-15 лет нахождения в секте, человек понимает, что она больше ничего не даст ему.
 
Она всё у него забирает. Мы встречаем людей с потухшими глазами. Люди искали там Бога, но спустя время они приходят к печальным и унылым мыслям и становятся атеистами.
 
- Батюшка, вы сказали, что количество сектантов сейчас замедлилось. Но у нас в городе их много. Они ходят по дворам, отмечают, записывают, уговаривают. К ним присылают новых адептов из Америки, Германии. Объясните, есть ли противодействие от них?
 
- Надо понимать, что секты как будто не увеличиваются. Я хотел сказать, что они не увеличиваясь, пополняются. Люди десятками каждый день от них уходят. Соотечественники им все силы отдают, и становятся неинтересными лидерам сект. Всегда есть жажда новых адептов. Они более активизированные - в деревнях и малых городах. Но это локальные примеры. Могу рекомендовать вам зафиксировать, в каком месте, и в какое время находятся эти люди, что они делают. С этим отчетом идти в ближайший пункт полиции и сказать, что эти люди нарушают порядок, что вы переживаете, проходя по улице. Этого будет достаточно для органа правопорядка.
Скорее всего, вы видите представителей тоталитарной секты.
 
- Скажите, какие течения являются сейчас наиболее активными и опасными?
 
- Из наиболее активных и опасных сегодня можно выделить свидетелей Иегова. Свидетели Иегова постоянно увеличиваются за счет новых членов. Притом приток выше, чем отток в несколько раз. Эта тоталитарная секта использует различные психологические приемы для завлекания и удержания. Они используют манипулирование сознанием, подавление личности, контроль личности, из-за чего люди бросают семьи, муж, жен, детей, забирают имущество. Самые страшные их враги: православная церковь и католическая церковь. Ситуация усугубляется еще тем, что свидетели Иегова на своих собраниях очень глубоко изучают Священное Писание. Многим новичкам начинает казаться, что православная церковь не знает Священное Писание.
 
Факторы завлечения и удержания в секте:
 
1) Люди получают фантастическую идею, что рай можно получить на земле, что вечная жизнь возможна тут, на земле. Рай получают они не в преображенном состоянии, а уже в наши времена.
 
2) Создается теплая компания. Они находят новых друзей, с которыми бесконечно разделяют трапезы и пьют чаи в «залах Царств». Иногда помогают друг другу.
 
Мы очень часто общаемся со свидетелями Иегова. Они рассказывают, что у них опыт общения с клириками православной церкви был неприятный. Например, их обидело то, что батюшка не ответил на их вопрос, старушка в храме сказала, что не так одет, не так выглядишь, не тут стоишь. Такой подход отпугивает молодых людей и девушек. Те адепты-свидетели, что ходят по квартирам и домам, звонят и радушно-приветливо предлагают литературу и свою веру, используют приятные эмоции! Домашний человек удивляется, что с ним радушно общаются и его душевно понимают.
 
Я бы поставил свидетелей Иегова на первое место среди активно развивающихся в нашей стране серьезных течений. Следующая нехристианская группа сектантов – это неоязычники. Они заявляют, что возрождают древнее славянское язычество. И говорят, что православие – это сионистский заговор, который удалось реализовать 10-11 веке по Р.Х. Надо вернуть язычество, и наступит счастье и благополучие. Их поклонение языческим богам – натуральный новодел. Все исследователи и ученые заявляют о их бредовости.
 
- Я лежала в больнице. К нам в палату зашли две хитрые женщины. Они стали предлагать литературу. Это адвентисты седьмого дня. Я их выгнала, порвала литературу. Как реагировать на приход сектантов?
 
- Я советую моим прихожанам: эту литературу собирать и отдавать нам в миссионерский отдел. Наверное, простым верующим лучше всего твердо заявить свою веру: «я - православный христианин, исповедую Никео-Цареградский Символ Веры». Если хотите общаться на богословские темы, идите в наш храм, меня обрабатывать не надо.
 
- Много ли у нас сект, основанных не на христианстве? Расскажите, пожалуйста, о сайентологии.
 
- В отношении слова «секта», мы имеем право называть таким именем группы, которые вышли из традиционных христианских конфессий, православия или римско-католической церкви. Неоязычников лучше считать религиозным движением нового поколения. Оно сектантское по своим характерным признакам: психологическое воздействие на разум, манипуляция на физическом и психическом уровне. То есть используют сектантские методы. Но если мы посмотрим на неоязычников в религиозном аспекте, то это будет религиозное движение нового типа.
 
А сайентология – это страшная организация, которая не получила широкое развитие в нашей стране. Это секта деструктивного характера. Она декларирует научность своих взглядов. Но самые серьезные ученые говорят о псевдонаучности сайентологии. Сайентологи чаще всего охотятся за людьми зрелого возраста, 40-50-летними гражданами.
 
- Раскройте, пожалуйста, понятие «адепт».
 
- Понятие «адепт» придумали не православные христиане. Так лидеры сектантской группы называют новых людей, которые попали в секту. То есть так называют людей, расположенных к новому учению и слушающих гуру местного разлива.
 
- У нас по подъездам ходят сектанты, так как вы описали, точно. Как власти должны относиться к свидетелям Иегова? У нас к ним отнеслись лояльно. Им выделили участок, те построили там добротный дом. Жаль, что к ним пришло много молодежи.
 
- Есть положительные примеры в борьбе с сектами других стран. Германия, Франция и другие европейские страны ведут антисектантскую религиозную политику. Религиозная сфера жителей этих стран расположена к той традиционной религии, на основе которой возникли, культура, литература, наука. В отношении новых конфессий власти этих стран более благосклонно относятся к неагрессивным протестантам второго эшелона, баптистам. А к сектам 19-го и 20-го веков относятся решительно против, почти всегда ограничивают их печатную деятельность, ограничивают места их собраний и возможности приобретения ими недвижимости (во Франции и Германии). Иногда вообще запрещают секту как таковую (сайентология во Франции).
 
Теперь о США. США – молодая страна. Мы помним, что заселялась она преимущественно протестантами. Они стали постепенно дробиться, сейчас американцы относятся толерантно ко всему множеству этих сект. Многие из них департамент США финансирует, особенно в других странах. Как только представительство США появляется в другой стране, мы видим, как на этом месте появляется секта мормонов, свидетели Иегова. В американском городе Бруклине находится головной центр свидетелей Иегова. Самыми выдающими людьми у свидетелей Иегова считают 144 000 помазанников, которые распространяют среди обычных граждан журнал «Сторожевая Башня». И этих помазанников никто лично не знает, они такие смиренные, только лично между собой общаются.
 
Они используют текст только своего перевода Библии, они считают Иисуса Христа богом с маленькой буквы. Мы говорим: «покажите своих библеистов». Они отвечают: «наши библеисты смиренные, кроткие, не хотят гордиться, выдавать себя». Приходится много усилий прикладывать, чтобы сделать разблокировку их сознания. Если бы наши государственные структуры смотрели на опыт европейских стран, было бы больше положительного от этой деятельности.
 
В нашей ситуации смотреть на США – совершенно неразумно.
 
Все наши либеральные демократы, когда встает вопрос о выделении Русской Православной Церкви как основообразующей религиозной концепции в нашей стране, сразу устраивают критику, «смотрите какие примеры толерантности показывают США. Кто-то верит в православие, кто-то в «иеговизм», кто-то в марсиан, кто-то в эльфов».
 
Создается такой абсурд, что европейские страны поняли, как традиционные религии успешно живут веками и предприняли меры, а нам сейчас демонстрируют печальные факты разрушения семей у свидетелей Иегова, или случаи угрозы для жизни. Мы в 2008 г. устраивали пикет у штаба свидетелей Иегова в Петербурге. Тогда мать уговорила сына подписаться под запретом переливания ему крови, а это было единственное средство, чтобы ребенок выжил. Сын под влиянием матери это сделал. Мы ее уговаривали, но бесполезно, она заблокировалась. Мальчик через три дня умер. На жизнях многих сотен людей это отражается плачевным образом. Самое главное понять, что это не мученичество за Христа, не смерть ради Христа.
 
- Обращались ли представители нашей церкви в Госдуму о запрете сект мормонов или свидетелей Иегова в России? Когда в наших средних школах как полноценный предмет введут уроки Основы Православной Культуры?
 
- Много раз обращались в Госдуму с предложением запретить те или иные секты. Но чтобы это сделать, необходимы доказательства, что эти организации – террористические или уголовно преследуемые за правонарушения. То есть просто закрыть секту за религиозные убеждения или даже за порчу жизни людей – очень сложно, практически невозможно. У нас декларируются свобода для всех религиозных течений и конфессий, тут Русская Православная Церковь особняком не стоит, кстати говоря. Надо доказать что над человеком было совершено насилие. Но если человек сам над собой совершает страшные вещи, то невозможно засудить или запретить организацию. Ведь учение секты разделяет человек. Надо провести правовую базу, которая акцент делала бы на том, что возможно манипулирование сознанием человека, в состоянии которого человек может дойти до абсурдных ситуаций! Пока этого нет.
 
Сейчас запрещен журнал «Сторожевая Башня». Центр Иринея Лионского (антисектантский центр) в Москве показал многие факты деструктивного влияния журнала на людей. И то это произошло не во всей стране. Свидетели Иегова тут же стали проявлять творческие способности, они выпустили журнал «Пробудись». Журнал другого содержания, в нем много психологических статей, но все равно можно понять, что суть журнала осталась прежней.
 
- Отец Николай, могут ли сами священники быть сектантами?
 
- В том смысле, могут ли состоять сектантами у свидетелей Иегова, у мормонов или адвентистов – нет, я ни разу не встречал. Я встречал обратные случаи, когда люди уходили из сект, становились православными христианами, и после получения духовного образования становились священниками. Это замечательные проповедники в нашей стране! В обратном контексте могут быть случаи, когда священник создал собственную секту, например, секту себя как великого гуру, космического старца. Этот человек мыслит себя пупом земли. Есть такие случаи: дьявол работает день и ночь. Священник, уведший паству в катакомбу, оппозицию или раскол, совращает много людей. Обычно это сопровождается отвержением ИНН, непомерными аскезой и голоданием, самоистощением и подозрительным взглядом на окружающих людей, которые «никогда не спасутся».
Я советую зрителям читать Писание с толкованием святых отцов. Чтоб понимать смысл вероучения и если появится такой батюшка, смогли фиксировать его странное поведение. Мы призваны быть разумными и говорящими овцами, не безмолвными! К сожалению, иные прихожане попадают под обаяние батюшки и незаметно для себя уходят в сектантские помыслы или раскол.
 
- Это Роман. Отец Николай, вы говорите, что баптисты не самая страшная религия. Я не согласен с этим. Моя теща – баптистка, многие знакомые тоже баптисты. Это опасное течение, они отрицают Священное Писание, святых отцов, пастор говорит со своей точки зрения о Библии и так далее.
 
- Я думаю, тут конкретный случай своей семьи задел Романа. Это неопротестантское течение. Но поверьте мне, есть тоталитарные секты, которые в 1000 раз более опасные и худшие, где действительно никакого адекватного отношения к человеку как личности нет. Эти новейшие тоталитарные секты 19-20 века переступают все возможные границы. На человека смотрят как на полного идиота. Конечно, печально, что человек еще не пришел в православие, находится в баптизме, но мы должны молиться за него, свою жизнь исправлять, чтоб жизнь наша была примером, чтоб баптист стал нам задавать вопросы. Мы должны участвовать в какой-либо социальной работе, вести очень благополучный разговор, не в напряжении. Это люди мягкие, может упертые в каких-то вопросах, но тут уже дело зависит от нашей образованности, от нашего отношения к человеку. Мы должны прилагать силы!
 
- Скажите, а есть ли смысл вести диалог с сектантами?
 
- Помните, речь шла о больнице? Я думаю, когда говорят о людях, которые в себе не чувствуют сил изучать глубины богословия, понимание Священного Писания, возможно сектантских доктрин, то тут лучше не вступать в диалог! Если сектанты вам встретились, то твердо завить свою позицию православного, и перенаправить их, условно говоря, к «профессионалу»: священникам, семинаристам, на курсы катехизаторские, к людям, которые специально обучаются. Если человек ходит в храм, молится, пытается поститься, это уже подвиг. Если остаток жизни человек будет проводить в храме, молитве, это будет большое для него дело.
 
Мы должны, как минимум, говорить о Христе, когда нас спрашивают. А как максимум, свидетельствовать о Боге в том кругу, где мы работаем. Если такого человека настигает сектант, можно и вступить в диалог. Но тогда надо духовно собираться, перед каждой встречей готовиться. Сейчас много апологетической литературы. Приходится до 30 встреч устраивать со свидетелями Иегова, чтоб их переориентировать.
 
- По каким книгам, источникам, ресурсам нужно готовиться людям, которые хотят заняться апологетической, миссионерской работой с сектантами?
 
- Советую сайт stavroskrest.ru , это миссионерский центр был организован в Санкт-Петербургской митрополии. Есть данные направления на сайтах pravoslavie.ru,patriarchia.ru, книжки, статьи находить.
 
- Отец Николай, у нас осталась минута времени. Благословите наших телезрителей, пожалуйста, и дайте совет тем, кто контактирует с родственниками, находящимися в сектах.
 
- Братья и сестры, желаю вам помощи Божьей! Чтоб вы, во-первых, не забрели никуда из храма, чтоб вы видели неприкровенный свет Истины. Во-вторых, чтоб вы не становились сами никому препятствием для прихода в храм. Все-таки большое дело будет, если мы будем рады и человеколюбивы к тем, кто приходит в храм. Много мест в сектах останется пустым, если мы будем проявлять внимание к новым прихожанам.
 
- До новых встреч, дорогие телезрители!
 
Ведущий: Михаил Кудрявцев
Расшифровка: Олег Сиротин
 
Источник:  http://tv-soyuz.ru

место «Отдел по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской епархии»  на сайте «Глобус Санкт-Петербургской митрополии»

Новые фотографии